Keystone logo

Charles University Protestant Theological Faculty

A logo

Введение

Протестантский богословский факультет (первоначально известный как Чехословацкий протестантский богословский факультет Гуса ) был основан в Праге 28 апреля 1919 года. Перед Первой мировой войной в чешских землях (которые были частью католической Австрии в период до Первой мировой войны) существовало множество ограничений. времени), а кандидаты в служение должны были ехать учиться в Вену. С образованием нового чехословацкого государства после войны пришла полная свобода вероисповедания.

Реформатские и лютеранские протестанты объединились, чтобы сформировать Евангелическую церковь чешских братьев, и одним из первых ее действий было создание факультета протестантского богословия для обучения студентов богословия и студентов других церквей. В первый год своего существования на факультете было 14 студентов, но вскоре их число выросло до 78 в 1923 году и 160 в 1929 году. Женщины начали учиться на факультете в 1922 году; их число значительно увеличилось после того, как Синод Евангелической церкви чешских братьев принял решение посвящать женщин в служение в 1953 году. Во время немецкой оккупации факультет был закрыт вместе с большинством других высших учебных заведений, но возобновил свою деятельность, когда Вторая мировая война закончилась. В 1949-50 обучалось 230 студентов.

В 1950 году коммунистическое государство решило, что факультет должен быть разделен на две школы: теологический факультет Гуса для студентов из Чехословацкой гуситской церкви и протестантский теологический факультет Коменского для студентов из евангелической церкви чешских братьев и меньших церквей. При коммунистах факультет Коменского столкнулся со многими трудностями, и количество студентов упало до менее 100. На протяжении большей части 1950-х и 1960-х деканом был ведущий чешский протестантский богослов Йозеф Лукл Громадка. После падения коммунистического режима в 1989 году перед факультетом Коменского открылись новые возможности. Количество студентов резко увеличилось. В 1990 году факультет Коменского был включен в Карлов университет и переименован в протестантский теологический факультет. В 1995 году он переехал в более просторное помещение на нынешнем месте. В 2007-2008 годах на факультете обучались около 500 студентов и около 25 преподавателей.

Печать факультета и ее символ

Думай - Действуй - Говори: Богословие как соль

Некоторые размышления о эмблеме факультета

Павел Филипи

Когда в 1919 году был основан Пражский протестантский богословский факультет, перед его основателями стояла одна небольшая задача, помимо многих других: как символически представить традиции, которые они строили, и цели, к которым они стремились. Поэтому они разработали новую эмблему, которая до сих пор используется в качестве печати факультета.

Как понимать его символику?

В центре круглой конструкции мы видим чашу. Это достаточно ясно символизирует связь с наследием Чешской Реформации, особенно с гуситской Реформацией, которая вновь ввела прием чаши мирянами во время празднования Вечери Господней. В 1417 году весь теологический факультет Пражского университета призвал к общению в обоих направлениях, приняв сторону революции и, таким образом, рискуя самим ее существованием: в течение года Констанцский собор отозвал у него лицензию на преподавание. Выбирая этот символ, новый факультет продемонстрировал, что он был привержен чаше (со всеми вытекающими отсюда последствиями) так же, как и гуситы, и что он отверг любой вид клерикализма, включая теологический клерикализм.

В верхней половине круглого рисунка мы можем прочитать латинские слова: SAPERE, AGERE, LOQUI, что на английском языке означает: думать, действовать, говорить. Историческое происхождение этого девиза восходит к Яну Амосу Коменскому (Коменский), последнему епископу старого Братского единства. Выбор этих терминов и способ их связи можно понять без каких-либо дополнительных объяснений. Теология, которую хочет развивать новый факультет, должна быть научной, требующей строгой интеллектуальной дисциплины; он должен быть практичным, побуждающим к действию; и, наконец, он должен быть основан на диалоге, отвергая все другие средства распространения истины, кроме Слова. Порядок, в котором расположены термины, возможно, удивителен: «говорить» на третьем месте, образуя кульминацию девиза. Но это удивление исчезает, когда мы вспоминаем огромное значение, которое чешская Реформация придавала свободе слова Божьего. Свободное провозглашение освобождающего Слова само по себе является «самым свободным действием» (actus liberimus omnium) и способно освободить христианство из его вавилонского плена. Снова и снова, даже во времена величайшего угнетения, чешские протестанты-христиане испытывали тот факт, что «Слово Божье не сковано цепями» (2 Тим. 2: 9), и, наоборот, оно создает вокруг себя пространство для свободы слова. . Следуя этому опыту и традиции, основатели факультета взяли на себя обязательство создать факультет как убежище свободы слова, основанное на свободе слова Божьего.

В центральной части герба, слева и справа от чаши, находится загадка в виде двух ссылок на Священное Писание - Левит 2:13 и Марка 9:49. В обоих отрывках встречается слово «соль» (лат. Sal). Связь между девизом и цитатами из Священного Писания становится ясной, когда мы понимаем, что начальные буквы трех слов в девизе (Sapere, Agere, Loqui) вместе образуют латинское слово SAL.

Но какое отношение имеют богословие и богословский факультет к соли? Что побудило наших предшественников, которые выбрали дизайн эмблемы, выбрать эти два отрывка из множества мест в Библии, где упоминается соль? Сегодня мы можем только догадываться о толковании, которое они имели в виду. Однако мы можем быть достаточно уверены в том, что версия цитаты из Марка, которая была перед ними, была, возможно, не подтверждена оригинальными рукописями, но часто встречается в реформатских переводах Библии. Согласно этой версии, Иисус сказал следующее: «Всякая жертва сольется солью». Нас поражает тот факт, что в обоих отрывках слово «соль» тесно связано с понятием жертвоприношения. Левит 2:13 повелевает: «Все хлебные приношения ваши приправляйте солью. Не оставляй соли завета твоего Бога из хлебных приношений. Добавьте соли ко всем своим предложениям ».

Теология как ссылка на жертву? Хотели ли основатели факультета подчеркнуть, что факультет должен и дальше направлять свое внимание на суть христианской вести - жертву Христа на кресте? Может быть. Но, возможно, они имели в виду кое-что еще, когда создавали эмблему. Ибо в обеих цитатах соль упоминается как дополнительный ингредиент, который растворяется и рассыпается по всему жертвенному приношению. И это саморастворение и саморассеивание - одна из основных функций богословия. Подвергая сомнению свои собственные инстинкты самосохранения, он направляет все свое мышление, действия и выступления на службу как христианским, так и гражданским общинам, предупреждает и защищает их от разложения эгоизма и побуждает их бескорыстно служить тем, кто считаются наименее важными в этом мире. Таким образом, богословие может внести свой вклад в обеспечение того, чтобы человеческая семья не потеряла измерение самоотречения и добровольного отказа, без которого невозможны ни жизнь человеческого достоинства, ни мирное сосуществование.

Места

  • Protestant Theological Faculty Charles University in Prague Černá 9, P.O.Box 529 CZ-115 55 Praha 1 Czech Republic, , Prague

Вопросы